Красивая и правильная речь человека во многом определяет его успешность в обществе. С малых лет важно уделять этому аспекту большое значение. Общение помогает ребенку усваивать знания, приобретать умения и навыки. Благодаря собственной речи малыш учится планировать свою деятельность, согласовывать ее с другими людьми. Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок говорил чисто и красиво. У некоторых детей это выходит сразу красиво и правильно, а другие…
Безусловно, у каждого ребенка свой, индивидуальный темп развития, многое зависит от характера, темперамента, наследственности, условий воспитания. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. Естественно, что первое время кроха будет усердно повторять слова, услышанные от мамы и папы. Поначалу буквы и слоги будут выстраиваться в забавные комбинации, но он быстро учится, особенно если подавать правильный пример. А чтобы не пропустить возможные проблемы, нужно знать, когда обращаться к логопеду.
Существует мнение, что к логопеду нужно обращаться после 5-ти лет. Это не так. Чем раньше родители проконсультируются у специалиста, тем больше вероятность исправить речь ребенка. Многие речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг активно развивается именно у детей в дошкольном возрасте. Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки, просто это займет больше времени.
Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.
И все же стоить уточнить, когда же родителям стоит насторожиться и обратиться за консультацией к логопеду. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно обнаружить признаки риска речевых нарушений: отсутствие или недостаток интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие звуки гуления, отсутствие смеха, вялое сосание и др.
Что касается речевого развития после года, то тут можно отметить следующие особенности, которые свидетельствуют о нарушениях речевой функции: в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно; в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием»; в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова, в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»); к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов, не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки, не произносит большинство звуков (более 10-15); к 4,5 годам не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л, смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»), к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь, при обучении в школе ребенок испытывает трудности при чтении и письме.
Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его речевые недостатки. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно. Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, необходимо обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.
Записать ребёнка к логопеду можно, позвонив нам в медицинский центр, либо воспользовавшись формой обратной связи на нашем сайте