МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ШУШАРЫ
СПб, Шушары, Новгородский пр., 6
+7 (812) 748-15-15
+7-931-968-24-55
ПН-ПТ 09:00-19:00
СБ-ВС 09:00-17:00
ПН-СБ 09:00-19:00
ВС 09:00-17:00
МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР КОЛПИНО
ЛО, п. Тельмана, ул.Октябрьская, д. 2
+7 (812) 777-95-98
+7-911-925-42-88
Самые востребованные направления и ведущие специалисты педиатрического сопровождения
Квалифицированная медицинская помощь для взрослых и качественные медицинские услуги для каждой семьи

Как адаптировать ребёнка к школе или детскому садику. Переход от каникул к занятиям.

Рассказывает главный врач детского медицинского центра «Феникс» Татьяна Владимировна Засорина.
Переход от свободного летнего графика к строгому распорядку детского садика или школы может вызвать у ребёнка ослабление иммунитета. Меняются условия жизни ребёнка: пыльный город заменяет загородные просторы, а в школьных классах или группах выше риск передачи инфекций. Вот почему очень важно морально и физически подготовить малышей к наступлению очередного «трудового» периода в их жизни.
Психологи считают, что привыкание к школе проходит у детей сложнее, чем к детскому садику. Смена режима особенно тяжело отражается в первые две-три недели учебы. Примерно через месяц наступает «приспособление», организм втягивается в учебный процесс. Окончательно адаптация наступает спустя два месяца после начала уроков, хотя у всех детей этот срок варьируется по-разному, в зависимости от особенностей организма и социальных условий, в которых они находились летом. Многие дети проводят часть каникул в летних лагерях, где режим соблюдается, и условия приближены к школьным. А кто-то всё лето проводит на участке с бабушкой и дедушкой, которые любят побаловать внучат, дают им поспать подольше, а вечером лечь попозже и так далее, и конечно, таким деткам сложнее втянуться в строгий учебный график.
Впрочем, нужно быть готовым и к так называемой «адаптации наоборот», когда ребенок с увлечением ходит в школу первые два-три дня, набирается новых впечатлений, ему все интересно. А потом, насытившись, объявляет «забастовку», отказывается идти на уроки. Что делать, чтобы помочь малышам скорее адаптироваться? На своих приемах в центре или при выезде на дом к пациентам мы часто беседуем с родителями.
Замотивируйте ребёнка. Скажите, что в школе он получит новые знания, научится читать, писать. Только не прибегайте к абстрактным фразам типа: «В школе ты станешь умным» или «Все ходят, и ты ходи» - это непонятно и не приведет к результату;
- Приучайте ребёнка к режиму. И желательно делать это заранее, еще до наступления учебного года. Это важно как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Между прочим, многим взрослым тоже неплохо бы последовать этой рекомендации. Кстати, не стоит на выходных «высыпаться за всю неделю». Доказано, что восьмичасовой ежедневный сон гораздо эффективнее восстанавливает силы, нежели пятидневное недосыпание, и «компенсация» на выходных;
- Если планируете оставлять ребенка на продленку, предупредите его заранее. Главное не ставить перед фактом в последний момент. А еще лучше, чтобы первое время избежать группы продленного дня. Если есть возможность, взять отпуск или попросить бабушек или дедушек помочь.
-Поддерживайте ребенка морально, разделяя его первые трудности и радости. Для ребенка очень важно знать, что он не одинок в своей школьной жизни. Постарайтесь справедливо разрешать и обсуждать с ребенком спорные ситуации, если такие возникнут между ним и сверстниками либо учителями. Ваша поддержка приведет к тому, что ребёнок не будет бояться школы и ходить туда с удовольствием.
Привыкаем к детскому саду
Привыкнуть к детскому садику для малыша порой бывает даже труднее, чем детям более старшего возраста. Ведь он отлучается от родителей (особенно от мамы). Теперь нужно больше делать самому: одеваться, ходить в туалет, заправлять постель – что для малышей нелегко. Как помочь своему ребенку привыкнуть к детскому садику и смягчить адаптацию?
Первый месяц лучше водить ребёнка в детский сад не на полный день, а на несколько часов. Например, только до обеда, чтобы он познакомился с воспитателями и детьми, привык к обстановке.
Надо постараться не вводить дома большое количество запретов, их и так теперь много в детском саду. Пусть ребенок дома бегает, играет, валяется на родительской кровати. Это поможет ему компенсировать сдерживание эмоций в группе. Только не сбивайте при этом режим. Просмотр телевизора не должен мешать сыну или дочке вовремя ложиться спать. Это очень важно для нервной системы.
В практике бывают случаи, когда ребенок легче переносит расставание с мамой, если в садик его отводит папа. Расставание как бы делится на два этапа: сначала от мамы сын или дочка переходят к папе, а потом от папы к воспитательнице. При этом слёз бывает меньше. Если есть необходимость и возможность у родителей, то можно попробовать и такой вариант.
Позанимайтесь с ребенком теми вещами, которые плохо даются ему в садике: лепка, рисование или что-то еще. Научиться завязывать шнурки, застегивать молнию на куртке, пуговицы, заправляться, заправлять постель – тоже можно потренироваться дома. Чтобы он не чувствовал себя ущербным в группе.
Приложите все усилия к закаливанию, потому что новички очень часто болеют в садике. Конечно, приступать к закаливанию лучше летом, но если вы опоздали, ничего страшного. Обтирания полотенцем, прогулки, зарядка – пусть даже самая примитивная – укрепит иммунитет ребенка и освободит вас от необходимости брать больничный каждые две недели.
Если ребенок стесняется общаться со сверстниками, приложите все усилия, чтобы он стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками во дворе, чаще приглашайте знакомых с детьми. Так вашему ребенку будет легче пройти период социальной адаптации в детском саду.
Объясните малышу, что в садике он не дома, и там не будут к нему бросаться по первому требованию. Ведь у воспитательницы есть еще малыши, за которыми тоже надо смотреть. Поэтому нужно какое-то время подождать.
Обязательно поставьте персонал садика (медицинскую сестру) в известность, если малыш склонен к аллергии.
Надеюсь, что эти простые рекомендации помогут вам справиться с адаптацией детей к школе и садику.